Не всем родителям известно, что мягкие друзья также несут большую пользу в процессе воспитания. В чем же заключается эта воспитательная функция?
Поменяться ролями
Маргарет Мид, в начале прошлого века проводившая исследование на Самоа, с некоторым удивлением для себя обнаружила, что главным занятием юных самоанцев в возрасте от 4 до 7 лет является воспитание детей! Семьи тут большие, поэтому старшим приходится нянчиться с малышней. И на нянях лежит полная ответственность за здоровье и хорошее поведение подопечных.
Оказалось, что до 2—3 лет ребенок на Самоа — это маленький тиран. Однако, как только он сам получает роль Воспитателя, наступает разительная перемена: малыш начинает охотно выполнять все те правила, которым обязан обучить крох (об этом более подробно можно прочитать в замечательной книге Е. В. Субботского «Ребенок открывает мир»).
Оказывается, когда мы наставляем малыша, объясняем, как следует себя вести, контролируем его поведение, мы тем самым внушаем ему роль нарушителя, противника порядка. Если же сам ребенок получает роль Сторонника Порядка — а это роль приятная и почетная, — то он уже ощущает данный порядок как СВОЙ.
Малышу также нужен кто-то, кто оказался бы гораздо глупее, беспомощнее его самого, по отношению к кому ребенок мог бы выступать в роли Воспитателя.
Хорошо, когда семья большая — как на Самоа. В таком случае можно воспитывать младшего братца или сестричку. А если семья маленькая? Если у папы с мамой ребенок только один?
Тогда пусть в роли потенциального нарушителя порядка и неумехи выступает игрушечный Мика или Фимка, а наш маленький капризуля — в роли его Наставника. Пусть ребенок учит плюшевого глупыша садиться на горшок, держать ложку, убирать игрушки, чистить зубки. Глядишь — незаметно и сам уверится в том, что все это нужно и важно, и сам всему этому научится.
Стоит подчеркнуть, что наши плюшевые помощники — в отличие от человеческих детенышей — на редкость безропотно принимают любые воспитательные воздействия: никогда не спорят, не пытаются сопротивляться. Вот Мике «зачистили» зубной пастой всю мордочку, а он даже и слова не сказал! Это ведь очень хорошее качество, вы согласны?
И обидеться нельзя
На что еще способны наши мягкие помощники? Они могут служить посредниками между нами и детьми.
Например, мама накричала на дочь. Вероятно, не совсем справедлив был мамин гнев. Найдет ли в себе силы малышка сказать маме о том, что с ней не согласна? А ведь это очень важно: не загонять вглубь свое недовольство, не допустить отчуждения между самыми близкими людьми.
А что, если маме обо всем скажет… Фимка? На Фимку-то нельзя обижаться! «Придет» Фимка (возможно, вместе с обиженной дочкой) и «скажет»: «Мама, ты зачем Машу обидела? Маша это сделала нечаянно, она не хотела».
Или наоборот. Неприятно ведь упрекать ребенка, ругать его. Так пусть это за нас делает кто-то другой.
Например, в той же младшей группе есть сова Алиса: ее сама Любовь Борисовна сшила из ненужных лоскутков. Это очень величественная и пестрая (лоскутки разного цвета) особа ростом с небольшой самовар, набитая ватой и в очках! Очки, правда, самые настоящие: это старые очки Любови Борисовны.
Сама воспитательница детей не ругает, не делает им замечаний. Эта функция возложена на сову Алису. Алиса — в общем-то прямолинейная особа, она не слишком церемонится. И еще она большая насмешница.
Как-то за обедом Владик и Ариша… подрались! О, ужас! Что делать? Владик толкнул Аришу и пролил ее суп.
Однако наша бдительная сова Алиса не дремлет:
— Владик! Что ты смотришь?! Возьми тарелку и вылей на Аришу весь суп! Нет, одной тарелки мало! Иди на кухню, возьми кастрюлю и вылей на нее. Пусть она утонет в супе!..
— А ты, Ариша? Есть у тебя руки и голова или нет? Из этого мальчика надо сделать котлету! Насади его на вилку и пожарь. Потом мы его разрежем и съедим!
— Молодцы! Как я люблю хулиганов! Дети! Все берите пример с Ариши и Владика! Зачем нужен обед? Чтобы научиться драться и разливать суп! Ариша и Владик, выйдите из-за стола, чтобы все дети могли на вас посмотреть. Ну, давайте, давайте… Вот они, наши герои! Все, берем с них пример!
Понятно, что такие «замечания» воспринимаются малышами несколько иначе, чем обычные наши педагогические нотации, вызывающие внутреннее сопротивление и нагоняющие тоску. В том числе и на нас самих. А тут всем весело — и проблема обозначена.
Ребенку очень важно услышать со стороны оценку своего поведения — вот наш герой и услышал. Ему понятно, что ведет он себя неправильно. Над ним посмеялись, но не зло, а по-доброму. И конфликт уладили, и неправильное поведение прекратили, и назвали его — со всей резкостью и прямотой («хулиганство» — так определила поведение детей сова Алиса), а никто не обижен.
Попробуйте-ка все это высказать прямо от своего лица. В таком случае вряд ли удастся избежать слез, обид, конфликтов. А на наших плюшевых сотрудников дети никогда не обижаются.
Досталось медвежонку…
Еще один прием — ругать не ребенка, а куклу. Малыш изорвал и изрисовал обои, хотя это запрещено. Можно его наказать и отшлепать — чего же проще. Заодно и себе, и ему настроение испортить.
Попробуем сказать иначе:
— Ах, кто это натворил? Это Фимка сделал?! Какой нехороший Фимка: он изрисовал все обои! Хотя ведь знал, паршивец, что этого делать нельзя…
В этом случае проступок крохи приписан другому, и он видит его как бы со стороны, как посторонний наблюдатель, поэтому может правильно оценить. А когда мы самого ребенка ругаем, он часто не понимает, за что, даже если его «преступление» совершенно очевидно, однако он находится «внутри ситуации» и не в состоянии посмотреть на себя со стороны.
Конечно, после того, как мы отчитали Фимку, может оказаться, что Фимка-то ни при чем, а виноват Шурик, и наказать все же придется именно его. Но к этому времени нарушитель порядка уже немножко по-другому относится к своему «преступлению», потому что ему дали возможность увидеть ситуацию со стороны.
Деликатный метод
Известно, что игрушки, сделанные из плюша или другой мягкой материи, действуют на малышей как успокоительное средство. Однако их можно использовать также в процессе воспитания и обучения.
Вы чувствуете, что ребенок не хочет чистить зубки или мыть ручки? Пусть он поучит этому своего плюшевого любимца, повоспитывает его. Дети обожают быть Учителями и Воспитателями, а кто учит другого, уже не может быть в оппозиции тому, чему он сам учит.
Не спешите ругать малыша, который совершил проступок. Попробуйте приписать его «преступление» игрушке и поругать ее. При этом подробно проговорите, почему данный проступок совершен, почему так делать нельзя. При подобном подходе вы можете достаточно жестко называть вещи своими именами, ведь вы ругаете не малыша, а куклу.
Если ваш малыш часто обижается – успокаивайте и воспитывайте его от имени любимого плюшевого мишки, волчонка или зайчонка. Таким образом, его обида никаким образом не будет адресована в вашу сторону.
Мы часто обучаем и развиваем своих деток с помощью многих подручных средств. И для того, чтобы сделать процесс обучения более интересным для самого малыша – найдите себе безотказного помощника в виде мягкой игрушки, от чьего имени вы вместе с крохой будете говорить.